РЁРИХ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1874-1947), художник, писатель
и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур
русского символизма и модерна. Родился в Петербурге
27 сентября (9 октября) 1874 в семье
нотариуса. В 1891-1893 брал уроки рисования
у М.О.Микешина. В 1893 поступил
в Петербургский университет, где занимался
на юридическом факультете, и одновременно
в Академию художеств, где работал в мастерской
А.И.Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился
также в студии Ф.Кормона в Париже (1900-1901).
До революции жил преимущественно в Петербурге, много
путешествовал.
На рубеже веков занимался изучением славянских
и угро-финских древностей; опубликовал несколько
археологических отчетов о раскопках. Органично соединив
археологию с искусством, написал цикл
архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого,
Изборска и других старинных русских городов (1899-1904,
Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены
минувшего предстают в его картинах в виде красочных
символов-обобщений: Гонец (Восста род на род),
1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история
трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный
бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914,
Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко
становятся легендарные фигуры героев и святых
(Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея,
Москва; Три радости, 1916, Русский музей).
Выступал также как мастер книжно-журнальной графики (оформив,
в частности, издание пьес М.Метерлинка, 1909). Этапным для
сценографии модерна явился его театральный дизайн,
феерически-красочный и в то же время "режиссерски"
соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Г.Ибсена
в московском Художественном театре, 1912; Весна
священная И.Ф.Стравинского, — где Рёрих выступил
и соавтором либретто, — для антрепризы С.П.Дягилева
в Париже, 1913; Князь Игорь А.П.Бородина для той
же антрепризы в Лондоне, 1914). Исполнил и целый
ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее
значительные его произведения в этой области (росписи
Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911-1914;
панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для
Казанского вокзала в Москве, 1915-1916) не сохранились
вообще, либо дошли до нас в виде фрагментов. В
зрелом литературном творчестве Рёриха, представленном
в первой (и единственной) книге собрания сочинений
(1914) и сборнике стихов Цветы Мории (1921), —
на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи,
поэтические иносказания и философские эссе. Слагая свои,
по выражению М.Горького, "письмена", он стремился найти
в архаических мифах тайные ключи к загадкам
современности.
Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед
ее вандализмом в символической драме Милосердие
(1918), мастер, оказавшись за финской границей,
с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал
в США, основав там вместе с женой Е.И.Шапошниковой
"Общество Агни-Йоги" для распространения учения "Живой Этики",
призванного морально усовершенствовать человечество на базе
древних религий, прежде всего буддизма, и современной
теософии. В 1923 начинает из Сиккима свою
Трансгималайскую экспедицию с целью исторического
и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция
дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы
Индии, Монголии и Тибета. Приехав через Синьцзян
в Москву (1925), устанавливает контакты с советским
руководством, а в 1926-1928 через Алтай
возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рёриха
становится Институт гималайских исследований (Институт
Урусвати — от санскритского слова, означающего
"утреннюю зарю") в долине Кулу близ Наггара
(шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный
им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги
Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала
(1927-1930), написанные в своеобразном, как
бы "мистико-археологическом" жанре, полном ярких поэтических
образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих
лет — написанные темперой, тоже завораживающе-яркие,
"самоцветные" пейзажи, где величественная горная природа
сочетается с символами древних вер (цикл картин
Майтрейя, 1926, Художественный музей, Нижний Новгород;
и многие другие).
Все больше сил Рёрих с супругой отдают теософии,
понимаемой ими не только как мистическое, но и как
общественное движение. Последователей Рёрихов в разных
странах увлекает и провозглашенная им просветительская
миссия охраны памятников истории и искусства
от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои
философские проповеди художник собрал в книгах Держава
Света (1931) и Твердыня пламенная (1933).
Рёриховские же идеи "Мира через культуру" в итоге были
воплощены в специальном Пакте его имени, который лег
в основу международной конвенции о защите культурных
ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге
в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно
работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны
вдохновили его на национально-романтический цикл
на темы русских былин. Он написал также огромные циклы
мемуарных очерков (Листы дневника, 1934-1935; Моя
жизнь, 1936-1947). Его верными соратниками всегда оставались
жена и сыновья — востоковед Юрий Рёрих (1902-1960)
и художник Святослав Рёрих (1904-1993).
Умер Рёрих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рёриха был
открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве
же (помимо специального отдела искусства Н.Н.
и С.Н.Рёрихов в Музее искусства народов Востока)
с 1992 существует Международный центр Рёрихов
со своим собственным музеем.
|