Эффект перекатывания

Меню сайта
Категории
ЧАТ
Погода Астрахань
Спасибо

Главная » Статьи » О людях

Николай Рерих

РЁРИХ, НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1874-1947), художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 в семье нотариуса. В 1891-1893 брал уроки рисования у М.О.Микешина. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской А.И.Куинджи, оказавшего на него большое влияние. Учился также в студии Ф.Кормона в Париже (1900-1901). До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал.

На рубеже веков занимался изучением славянских и угро-финских древностей; опубликовал несколько археологических отчетов о раскопках. Органично соединив археологию с искусством, написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899-1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: Гонец (Восста род на род), 1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три радости, 1916, Русский музей).

Выступал также как мастер книжно-журнальной графики (оформив, в частности, издание пьес М.Метерлинка, 1909). Этапным для сценографии модерна явился его театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время "режиссерски" соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; Весна священная И.Ф.Стравинского, — где Рёрих выступил и соавтором либретто, — для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; Князь Игорь А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Исполнил и целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные его произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911-1914; панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915-1916) не сохранились вообще, либо дошли до нас в виде фрагментов. В зрелом литературном творчестве Рёриха, представленном в первой (и единственной) книге собрания сочинений (1914) и сборнике стихов Цветы Мории (1921), — на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Слагая свои, по выражению М.Горького, "письмена", он стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.

Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918), мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал в США, основав там вместе с женой Е.И.Шапошниковой "Общество Агни-Йоги" для распространения учения "Живой Этики", призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета. Приехав через Синьцзян в Москву (1925), устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926-1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рёриха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати — от санскритского слова, означающего "утреннюю зарю") в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927-1930), написанные в своеобразном, как бы "мистико-археологическом" жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет — написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, "самоцветные" пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие).

Все больше сил Рёрих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рёрихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах Держава Света (1931) и Твердыня пламенная (1933). Рёриховские же идеи "Мира через культуру" в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков (Листы дневника, 1934-1935; Моя жизнь, 1936-1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — востоковед Юрий Рёрих (1902-1960) и художник Святослав Рёрих (1904-1993).

Умер Рёрих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рёриха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рёрихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рёрихов со своим собственным музеем.

Категория: О людях | Добавил: kahocca (11.01.2010)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Профиль
Банер

Сайт создан в системе uCoz