наверное самая сильная картина, которую я видела
В 1892 году на выставке в Берлине было показано 55 полотен
норвежского живописца Эдварда Мунка, и среди них первые картины его
большого цикла "Фриз жизни". Эта экспозиция вызвала большие споры, в
которых столкнулись мнения приверженцев кайзеровского режима, а с
другой стороны - прогрессивных художников.
Hе успела выставка открыться, как некоторые тут же
потребовали ее закрытия: "Из уважения к искусству и честному имени
художника". Первым потребовал закрытия выставки живописец кайзеровского
режима Антон фон Вернер, против чего решительного выступили Макс
Либерман и некоторые другие художники. Первому трудно было согласиться
с самостоятельностью Мунка, который смело перешагнул рамки натурализма,
и немецкая пресса писала о норвежском художнике, как о сумасшедшем. Его
ругали в большом городе и пока было мало тех, кому нравилось его
искусство.
Но вскоре число друзей стало быстро увеличиваться, а особенно
хорошо писали о Мунке молодые поэты. Разыгравшаяся вокруг его имени
буря подняла Мунка на ступеньку выше на лестнице славы, а последовавшее
вскоре закрытие выставки только способствовало широкой известности
Мунка за рубежом.
За свою долгую жизнь норвежский художник Эдвард Мунк - живописец,
рисовальщик и гравер - создал поразительно много произведений: от
миниатюрных графических листов до масштабных полотен. Его наследие -
это более 1000 работ маслом, более 15 000 гравюрных оттисков, почти
4500 рисунков и акварелей. Оно поистине стало национальной гордостью
Норвегии. Однако значение Мунка-художника не только в многоплановости
его искусства, а в и особой философии мастера, в его способности
неоднозначно видеть и трактовать окружающий мир. Сам Мунк неоднократно
говорил, что он изображал не просто то, что видел, а то, что пробуждало
в нем философскую реакцию. Такое видение мира стало определяющим и для
Мунка-живописца, и для Мунка-графика.
Он был одержим работой и сам об этом говорил так: "Писать для меня -
это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и
опьянение, в котором хочу пребывать". В основе почти всех его
произведений всегда лежат личные переживания и неповторимое восприятие
жизни. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением
отчаяния и пессимизма.
Особый период в творчестве Мунка - 90-е годы прошлого века. Именно в
это время он создает произведения, в которых тема страдания и
одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Главное для
художника - изображение "состояния нагой души". Недаром его картины
носят названия, обобщающие формулы, понятия, настроения, состояния:
"Отчаяние", "Страх", "Разрыв", "Меланхолия", "Ревность" и т.д.
Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз
появлялись на полотнах Мунка и раньше. В частности, этому посвящена
целая серия картин и гравюр "Больная девочка". Последовательное
развитие этой темы, поиски ее различных решений стали неотъемлемой
частью творческого метода Мунка. Так, реальные предметы и фигуры людей
на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста;
пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур;
лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе
(картина 1896 года "Смерть в комнате больного").
Особенно ярко образная система символизма нашла свое выражение в
цикле его произведений под общим названием "Фриз жизни". Сам Эдвард
Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти, над которой он
работал в течение тридцати лет. Он задумал ее как "цикл декоративной
живописи, как полотно ансамбля жизни. В этих картинах за извилистой
линией берега - всегда волнующееся море и под кронами деревьев
развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и
печали". "Фриз жизни" включает такие картины, как "Поцелуй", "Барка
юности", "Вампир", "Мадонна" и другие. Тема самой большой картины из
этого цикла - мужчина и женщина в лесу, - может быть, несколько
выпадает из общего тона других полотен, но она - необходимое звено в
цепи.
На рисунке 1892 года "Отчаяние" Мунк сделал следующую запись: "Я
гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало
кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под
сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над
сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья
продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал
бесконечный крик, пронзающий природу".
Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна "Крик",
которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в
гравюре.
Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем
мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями -
пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и
зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо
человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает
вопль.
Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры
двух мужчин. Стенерсен увидел в картине Мунка всепоглощающий страх
слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого
сдвинулись, чтобы удушить его. Действительно, картина "Крик" является
апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине
достигла исключительной напряженности, а само полотно уподобляется
пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.
Сам художник - молчаливый и нелюдимый, мрачный и подозрительный,
мягкий и обидчивый, сомневающийся и бескомпромиссный, - трудно сходился
с людьми. И хотя у него было достаточно много друзей, предпочитал
одиночество и одновременно все-таки стремился быть среди них.
Мотивы смерти и страха (наряду с эротическими мотивами) характерны
для всех картин цикла "Фриз жизни", а используемые в нем приемы
символизма - не просто дань одному из художественных течений того
времени, Мунк долго находился под его влиянием. В это время ему
особенно близким был живописный язык Ван Гога.
Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: "Крик"! Невозможно
даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное
могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы.
Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой
страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие
атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась
в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и
кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы
и седеют волосы".
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г
|